МБУК г. Иркутска "ЦБС"
Детская библиотека №23

Мой край родной >> Иркутская область >> Иркутск>> Свердловский округ >> Их именами названы улицы

Вера Мухина
(01.07.1889 г. — 06.10.1953г.)

   Улица Мухиной - самая длинная улица Свердловского округа Иркутска. Является продолжением улицы Академической. Вторая по счету от берега Иркутского водохранилища, находится примерно в 200 метрах от берега Ангары. Названа в честь скульптора В.И. Мухиной. По городской легенде, В.И. Мухина непродолжительное время жила в Иркутске.

Здания по улице Мухиной

1. Восточно-Сибирская студия кинохроники.

2. Киноклуб "35 кадров".

3. Театр народной драмы.

4. Боулинг.

5. Городская детская поликлиника N 6.

6. Школа N 46.

   Вера Игнатьевна Мухина родилась в состоятельной купеческой семье. Вскоре после смерти матери отец с дочерью переехали из Риги в Крым и поселились в Феодосии. Там у местного гимназического учителя рисования будущая художница и получила первые уроки рисунка и живописи. Под его руководством она копировала в галерее И.К. Айвазовского картины прославленного мариниста, писала пейзажи Тавриды. Гимназию Мухина оканчивает в Курске, куда после смерти отца ее забирают опекуны. В конце 1900-х годов молодая девушка едет в Москву, где твердо решает заняться живописью. В эти годы Мухина впервые проявляет интерес к скульптуре. В конце 1912 года она едет в Париж, поступает в академию Гранд Шомьер, где скульптурным классом руководил Эмиль-Антуан Бурдель. Летом 1914 года Вера Игнатьевна возвращается в Москву.

Начавшаяся в августе первая мировая война в корне изменила привычный жизненный уклад. Мухина оставляет занятия скульптурой, поступает на курсы медсестер и в 1915-1917 годах работает в госпитале. Революция возвращает художницу в сферу искусства. Вместе со многими русскими скульпторами она участвует в осуществлении грандиозного ленинского плана монументальной пропаганды. В его рамках Мухина выполняет памятник И.Н.Новикову - русскому общественному деятелю XVIII века, публицисту и издателю. К сожалению, оба варианта памятника, в том числе и одобренный Наркомпросом, погибли в неотапливаемой мастерской скульптора суровой зимой 1918-1919 годов.


 

      Вера Игнатьевна участвует и побеждает в ряде скульптурных конкурсов, часто проводившихся в первые послереволюционные годы; ею выполнены проекты монументов "Революция" для Клина и "Освобожденный труд" для Москвы. Наиболее интересное решение находит скульптор в проекте памятника Я.М.Свердлову (1923), где устремившаяся ввысь аллегорическая мужская фигура с факелом в руке олицетворяет беззаветное служение делу революции верного большевика-ленинца. Проект этот более известен под девизом "Пламя революции".

К середине 20-х годов складывается индивидуальная художественная манера мастера. Программной работой стала двухметровая "Крестьянка" (1926, гипс, ГТГ), появившаяся на выставке 10-летия Октября. Монументальность форм, акцентированная архитектоника скульптуры, сила художественного обобщения отныне становятся отличительными чертами станковой и монументальной скульптуры Мухиной. В 1936 году Советский Союз начал подготовку к Всемирной выставке "Искусство, техника и современная жизнь". Автор многоступенчатого советского павильона архитектор Б.М.Иофан предложил завершить его 33-метровый головной пилон двухфигурной скульптурной группой с эмблемой нашего государства - серпом и молотом. Гипсовый эскиз Мухиной, разрабатывавшей эту тему вместе с другими художниками, был признан лучшим. Скульптору, всегда мечтавшему о грандиозных масштабах, предстояло возглавить сложнейшую работу по изготовлению 25-метровой статуи общим весом около 75 тонн. Скульптурный каркас, состоящий из стальных ферм и балок, постепенно одевался пластинами из хромоникелевой стали. Группа, символизировавшая союз рабочего класса и крестьянства, выполненная из новейших материалов с применением индустриальных методов, передавала, по словам скульптора, тот "бодрый и мощный порыв, который характеризует нашу страну". И в настоящее время монумент "Рабочий и колхозница", пластическая сила которого "не столько в красоте его монументальных форм, сколько в стремительном и четком ритме волевого жеста, в точно найденном и мощном движении вперед и вверх", занимает почетное место у входа на ВДНХ в Москве, где с небольшими композиционными изменениями он был установлен в 1938 году.


   В 1929 году Мухина создает один из лучших своих памятников - памятник М.Горькому для города, носящего его имя. Четким силуэтом читается чуть вытянутая по вертикали фигура писателя, стоящего на берегу родной Волги.Ведущей темой творчества скульптора всегда оставалось прославление духовной красоты советского человека.
   В годы войны портреты Мухиной становятся лаконичнее, все лишние эффекты в них убраны. Портреты полковников И.Л.Хижняка и Б.А.Юсупова (оба - 1943, бронза, ГТГ), "Партизанка" (1942, гипс, ГТГ) при всей их индивидуальности обладают типичными для советского человека военного времени чертами собранности, решительной готовности к борьбе с врагом.
   В послевоенные годы В.И.Мухина продолжает работать в монументальной скульптуре. С группой помощников она переводит в бронзу скульптурный проект памятника М.Горькому И.Д.Шадра (в 1951 году он был открыт на площади перед Белорусским вокзалом в Москве). В 1954 году, уже после смерти Веры Игнатьевны Мухиной, был отлит и установлен перед зданием Консерватории в Москве памятник П.И.Чайковскому, над которым она работала в 1948-1949 годах.
   Скульптурное наследие Веры Мухиной, признанное во всем мире, рискует навсегда исчезнуть из Москвы. Памятник Максиму Горькому, который более полувека простоял на площади Белорусского вокзала и год назад был демонтирован на время строительных работ, Cегодня скульптура cломанная валяется на земле."Рабочий и колхозница" - символ советской эпохи - разобрана на части и уже три с лишним года ждет реставрации. Из наследия Мухиной в Москве остался только Чайковский у консерватории А совсем недавно появились слухи о сносе дома и мастерской Мухиной.
Дата последнего обновления:
13-12-2014
Рейтинг@Mail.ru
Поддержка – ОАО "Деловая сеть Иркутск"
e-mail: promyczek@irk.ru
© 2014 г. ДБ №23