Эмблема детской библиотеки
Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Иркутска
"Централизованная библиотечная система"

Детская библиотека №23

Иркутский костел



 

Главная >> Клубы >> Promyczek >> Страницы истории

 

Всем иркутянам и многочисленным гостям, посещающим Иркутск, хорошо знакомо это легкое, стрельчатое, словно стремительно взмывающее ввысь здание католического храма. Название исторического здания иркутского католического храма – церковь (костел) Успения Богородицы в Иркутске. Он расположен по той стороне центральной площади Иркутска (современный сквер Кирова, прежняя Тихвинская площадь), что является естественным продолжением ул. Сухэ-Батора (в прошлом – ул. Тихвинской). Именно так официально именовался иркутский католический храм.

Польское слово "костел", само по себе обозначает "польский католический храм". Волею исторических обстоятельств поляки преобладали в числе прихожан католического храма в Иркутске, но среди католиков были и представители других национальностей: литовцы, французы, итальянцы, определенная часть немцев и т. д.

На том месте, где сейчас находится каменное здание костела, первоначально располагалось деревянное, сгоревшее во время большого иркутского пожара 1879 г .


I

История возникновения иркутского католического храма восходит к первым годам XIX в. и находится в непосредственной связи с проникновением в Сибирь в указанный период священнослужителей католической конфессии "первоначально для поселений, составляемых из ссыльных". В "Высочайше конфирмованном докладе" (от 29 июня 1806 г .) даже было постановлено, "чтобы люди, одну веру исповедующие, поселяемы были вместе". В 1806 г . по Высочайше утвержденному штату назначено было для Иркутской и Томской губерний три римско-католических священника. Позднее сибирский генерал-губернатор И.В. Пестель (отец известного декабриста П.И. Пестеля) "соединил с сим предметом другое предположенье: испросил, чтобы число римско-католических священников было увеличено". "Вызывая в Сибирь монахов иезуитского ордена, он надеялся, что иезуиты будут там полезны для воспитания юношества...

В 1812 г . генерал-губернатор Пестель возбудил ходатайство "о построении для иезуитов церкви в Иркутске". Как отмечается в официальной переписке по данному поводу, "из 20289 душ поселенцев, водворенных в Иркутской губернии, находилось католиков в разных местах сих поселений не более 217-ти душ, считая и женский пол, и детей". Но в результате разногласий министра Духовных дел и народного просвещения с Министерством внутренних дел последнее не сочло возможным выделить на эту цель казенные средства. Основными причинами отказа петербургскими властями И.В. Пестелю явилось незначительное для самостоятельного католического храма число католиков в регионе, административно подчиненном Иркутску.

Вновь вопрос о сооружении католической церкви в Иркутске был поднят уже в 1825 г . тогдашним генерал-губернатором Восточной Сибири А.С. Лавинским. И хотя лиц католического вероисповедания в Иркутской губернии по-прежнему было невелико (достигая до "400 душ", в основном ссыльных "в разных местах поселения", из которых в самом Иркутске находилось "не более 120 душ", а центральная администрация по поводу финансирования католического храма в столице Восточно-Сибирского генерал-губернаторства придерживалась прежней негативной позиции, на сооружение католического храма стали поступать довольно значительные частные пожертвования.

Одним из главных меценатов в указанном строительстве явился граф Юлий Помпеевич Лита (1763—1839). Выходец из Италии, выдвинувшийся еще при Павле I деятельно Мальтийского ордена и крупный царский сановник, он вместе со своим братом, кардиналом и папским нунцием Лаврентием Лита, относился к ключевым фигурам в сфере католический деятельности в Российской империи. На построение в Иркутске римско-католической церкви собрано уже добровольными приношениями 4 тыс. руб. и сверх того обещано Обер-Гофмейстером графом Лита 10 тыс. руб.


Деревянный костел в Иркутске.
План и фасад. РГИА.
Как сообщал в МВД 10 августа 1825 г . генерал-губернатор Лавинский, в Иркутске уже "с начала весны сего года" осуществлялось строительство католического храма под названием, совершенно немыслимым с богословской точки зрения, – "во имя Вознесения Божией Матери" ("Niebowziqcia NajSwiqtszej Panny", так дословно значится в оригинале документа.) "соответственно преднамерению жертвователей". К началу августа 1825 г . постройка была "возведена уже до кровли", а к концу сентября того же года должна была оказаться "в наружном виде совершенно отделана". "И как со стороны казны в пособии на сию постройку отказано, – отмечал генерал-губернатор Лавинский, – теперь для приведения оной к окончанию во всех частях, особенно же во внутреннем украшении и для приобретения необходимой для церкви утвари, остается одно средство: убедить жертвователей сделать еще некоторые приношения, от которых, они не откажутся, зная, что желание их исполнится в точности". Исходя из сказанного, генерал-губернатор ходатайствовал об утверждении уже осуществляющегося плана строительства храма без каких-либо изменений.

Так выглядит, в отражении документов, начало окружения римско-католического костела в Иркутске. По приблизительным данным стоимость строительства составляла "не менее 25 000 р., кроме 3000р : на покупки избранного для сей церкви приличного места, принадлежащего ныне частным лицам". Место для церкви куплено было у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых. Церковь с пристроенными к ней с обеих сторон флигелями для квартир священников имеет квадратную фигуру и занимает 64 кв. саж. Фундамент под церковью и кельями каменный, а стены деревянные, обитые досками. Образ Успения Божией Матери с вызолоченными рамами пожертвован графом Литою". Таким образом, католический храм в Иркутске, сооружавшийся по "доставленным от графа Лита" "плану и фасаду, начертанным частными лицами, добровольно жертвовавшими на таковое построение", – был деревянным, на каменном фундаменте, с портиком главного фасада, выдержанным в стиле классицизма.

Документально засвидетельствованы произведенные в 1836—1837 гг. "необходимые исправления" костельного здания, "переноска флигеля и постройка деревянных бани и вновь предполагаемых служб". "Основатель церкви" передал в мае 1837 г . 2300 рублей на "окончательную уплату по контракту" за совершение указанных строительных работ. "Небольшой деревянный костел содержался неплохо. Учредителем его был граф Лита: Он оставил фонд, которым костел содержится до сих пор. По обе стороны большого алтаря есть двери, ведущие, подумал бы каждый, в ризницу, в то время как они ведут прямо в квартиры и комнаты ксендзов. Это вещь неуместная, но в Сибири нельзя требовать многого" свидетельствует мемуарист, польский политссыльный Ю. Ручиньский, описавший свое пребывание в Иркутске на рубеже 1830—1840-х гг.

II


Кшиштоф Швермицкий
Исчерпывающее представление о возведенном в 1825 г. деревянном здании римско-католического костела и о вносимых в его первоначальный облик последующих архитектурно-строительных изменениях дает весьма содержательных документ, составленный 30 лет спустя новым в тот момент настоятелем костела (к исполнению обязанностей в данной должности он приступил реально в октябре 1855 г . и был официально утвержден в этом звании в июле 1856 г.) отцом Кшиштофом Швермицким (в более редких случаях фамилия его писалась и через букву "н"). В так называемом "Донесении" К. Швермицкого в Могилевскую римско-католическую духовную консисторию (от 10 декабря 1856 г.) подробно освещается капитальный ремонт и частичная перестройка существенно обветшавшего деревянного строения храма:

"Внутренность церкви увеличена в длину на третью часть прежнего своего пространства: стена, отделяющая церковь от сеней, над которыми расположены хоры, вырублена, а прежние сени соединены теперь с церковью, отделяясь теперь от главного пространства колоннами, поддерживающими хоры; взамен же уничтоженных таким образом сеней открытый портик перед главным входом забран новым срубом, чрез что образовались новые закрытые сени с лестницею на хоры.

Церковное здание (состоящее из церкви в два света с пристроенными с обеих длинных сторон кельями в один этаж) было до сих пор обшито досками, обшивка приходила в совершенную ветхость; ныне же все здание выштукатурено и заново в несколько раз отбелено; карнизы, а на главном фасаде пилястры, фронтон и другие украшения отделаны алебастром. Сверх того, главный фронтон украшен новым резной работы вызолоченным сиянием, главные двери украшены наличниками, и над ними помещено бронзовое итальянской работы распятие, а между фронтоном и дверью в плоской нише на главной стене будет помещена надпись: "Бог – наша защита и сила". Крыша на церковном здании перекрыта заново, над главным фронтоном поставлен новый деревянный, обшитый белою жестью крест, а над алтарем вновь сооружена маленькая колокольня с крестом над оною.

Во всем церковном здании (заключающем в себе церковь и 8 комнат) возобновлена внутренняя штукатурка.

В самой церкви, которая до сих пор была холодна и не отапливалась, сделан черный пол и устроены голландские печи, отапливающие совершенно церковь даже в 30-градусные морозы. Старые печи в комнатах все переделаны".

Наконец, говорилось о том, что "все образа и рамы исправлены, отчищены и вновь покрыты лаком; старый существующий доселе алтарь – по возможности отчищен... и поставлен лишь на время; к празднику же Воскресения Христова будет готов новый, заказанный по распоряжению комитета, учрежденного при Иркутской римско-католической церкви. алтарь с позолотою и краскою".


Вид костела после частичной
перестройки в 1856 г.
"Таким образом, – подытоживал К. Швермицкий свой отчет о перестройке костела, – церковное здание, упадавшее с каждым днем от крайней ветхости, вновь возобновлено, и теперь прихожане посещают теплую, чистую и просто, но со вкусом отделанную церковь, а я, со своей стороны, возношу теплые моления ко Всемогущему творцу, да продлит он благоденствие сей церкви на многие лета". 25 ноября 1856 г. состоялось "открытие вновь возобновленной церкви и первое в оной отправление богослужения", совершенное К. Швермицким в присутствии "исправляющего должность генерал-губернатора Восточной Сибири" К.-Б. К. фон Венцеля, "Начальника Иркутской губернии" П.И. Какуева и "многих почетных должностных лиц".

"Деревянный иркутский костел, построенный в 1825 г ., оштукатуренный внутри и снаружи только в 1856 г., кроме одного большого алтаря простой и грубой структуры и нескольких живописных полотен, также грубого письма, никакими иными украшениями не обладал; поэтому интерьер костела выглядел слишком бедно и, более того, не эстетично.


Алтарь из дерева,
установленный в 1868 г.

Только в 1868 г. по моей инициативе и при помощи вдовьей лепты бедных иркутских прихожан весь интерьер костела был прекрасно переделан, ибо был поставлен совершенно новый большой алтарь во вновь пристроенном на 2 саж. пресвитерии... и два боковых алтаря во вновь устроенных часовенках в костельных стенах. Большой алтарь из дерева, целиком резной, ажурный, и около него при решетках пресвитерия той же самой работы две исповедальни, окрашенные белым, безо всякой позолоты, издали выглядят, как алебастровые, и представляют прекрасный, чисто готический стиль. Боковые алтари, в готическом стиле, частично изготовлены из гипса и деревянные ажурные резные украшения, весьма красиво смотрятся в нашем костелике...

Проект алтаря и всех костельных украшений создан архитектором г-н Валерьяном Куликовским, который со знанием искусства и с истинным пристрастием художника сам наблюдал за исполнением всех мельчайших подробностей, включаемых в костельное украшение, безо всякого вознаграждения... пусть будет нам позволено высказать ему публично наше искреннее "Вознагради его, Господь!". Молодой же человек г-н Войчех Копэрский, родом из Варшавы, столяр по профессии, старательно и добросовестно выполнил в своей столярной мастерской все резные работы вокруг алтаря к полному удовлетворению знатоков; – помогай ему, Бог!"

В мало уже менявшемся виде костел просуществовал на протяжении последующих 11-ти лет, т.е. до того трагического момента, когда в Иркутске произошли печально известные пожары 22 и 24 июня 1879 г. (см. историю г. Иркутска)

Первый пожар, 22 июня, "при слабой и неумелой спасательной помощи под ночь ширился уже безо всякого препятствия, достигнув собора (Богоявленского) и строений прилегающего к нему католического костелика, который уцелел на тот раз благодаря усилиям нескольких десятков людей, пресекших распространение огня в его направлении, голыми руками разобравших схваченные пожаром соседние постройки и заборы". В результате возобновившегося 24 июня пожара "в неполную пару часов самая богатая, лучше всего застроенная важнейшая часть города, заключающая в себе пять (православных) церквей, две часовни, католический и лютеранский храмы... оказалась в огне, в котором ничего не могло уцелеть... Разливался он, как лавина, во все стороны, глумясь над отчаянными спасательными действиями немногочисленной пожарной команды и населения, сходящих с ума от ужаса."

III

Полная гибель здания костела в страшном пожаре вынудила руководство местной католической общины к принятию безотлагательных, решительных мер. Впечатляющую по размаху и энергии деятельность по собиранию средств на строительство нового костела развил несгибаемый ксендз иркутского прихода (по-польски "парафью") Кшиштоф Швермицкий. Буквально уже через полторы недели после случившегося бедствия, 5 июля 1879 г ., К. Швермицкий обращается с просьбой в редакцию "Католического обозрения", чтобы на "столбцах своего ценного еженедельника она открыла рубрику для добровольных пожертвований и сборов с целью помощи нам на подъем заново костела в Иркутске". В редакции популярных польских периодических изданий начали поступать средства от различных жертвователей на новый иркутский костел. Из "Отчета" о поступлениях, они на период весны 1884 г . составили в общей сложности 18 688 р. 13,5 к. При этом части общей суммы пересылались непосредственно в Иркутск в следующей последовательности: до конца 1879 г . – свыше 3000 р., в течение 1880 г . – около 12 000 р., в 1881 г . – более 3 000 р.


Архитектор И.Ф. Тамулевич
25 июня 1881 г . Могилевский архиепископ и митрополит А. Фиалковский благословил ксендза Швермицкого "приступить к закладке фундамента нового костела в городе Иркутске". 22 ноября 1881 г . отец К. Швермицкий извещает о начале возведения нового костела и о том, что оно осуществляется по плану, разработанному "архитектором г-ном Тамулевичем" "бескорыстно как пожертвование во славу Бога. По оценкам г-на Тамулевича, – работы будут стоить около 40 тысяч рублей...


Проект каменного костела. Западный и южный фасады.
Архитектор И.Ф. Тамулевич. 1881 г.
Сразу же после пожара, уничтожившего среди прочего старый костел, "чтобы не прерывать богослужения, вскоре был выстроен, с временным для того приспособлением, деревянный дом, и в то же время открыта была подписка на постройку каменного храма. Пожертвования вначале стали появляться отовсюду.

Особую страницу истории нового здания костела составляют свидетельства о возводивших его конкретных мастеровых, строителях: каменщиках, каменотесах, штукатурах, плотниках, кровельщиках и проч. Их было достаточно много, и подавляющая их часть, находившаяся под контролем общего производителя работ Антони Стасюлинаса, судя по именам и фамилиям, фиксированным в документах, была русской по национальной принадлежности.

IV

Строительство здания костела было окончательно завершено в 1884 г . 10 (23) декабря 1884 г. К. Швермицкий в "Католическом обозрении" сообщает о произведенном им 8 декабря 1884 г. освящении храма во имя Успения Матери Божией Марии. "Во время этого, редко виденного богослужения столько собралось народа, что внутри костел был буквально битком набит, почти что большая половина должна была разместиться снаружи. Собрались практически все католики города, и много лиц других исповеданий поспешило на этот редкий обряд освящения костела. Кроме того, сочли долгом почтить этот момент своим присутствием гражданские чиновники Иркутской губернии. Я мог бы и больше еще привести подробностей, но так ослаб, что перо из руки выпадает", – добавляет этот уже достаточно пожилой (в упоминаемую пору ему шел 73-й год) глава иркутского прихода.


Вид на костел с колокольни Спасской церкви.
Почтовая карточка
Новое каменное здание католического храма в Иркутске начало служить своему назначению с конца 1884 г . Иркутск с той поры обогатился уникальным как для самого города, так и всего обширного региона запоминающимся сооружением, обладающим несомненными художественными достоинствами и представляющим собой яркий образец культовой архитектуры в позднеготическом, или ложноготическом, стиле.

Однако не все, относящиеся к новому костелу строительные задачи были выполнены. Красноречивым подтверждением является "Донесение" костельного комитета, где говорится, в частности, что "самое здание костела построено, но внутреннее его устройство далеко еще не окончено, иркутские прихожане на свои собственные средства построили большой алтарь (выполненный по эскизам Войчека Копэрского, изготовителя алтаря для предшествующего, погибшего в пожаре деревянного здания костела), пожертвовали колокол в 12 пудов весом... недостает еще двух малых алтарей, амвона, конфессионала и проч. Что же касается каменных строений, то и они еще не в полном виде, причем три стороны костельного места обнесены только временным дощатым забором, кроме того, вокруг всего места должны быть тротуары, к устройству которых местное начальство обязывает приступить немедленно"

Обустройство помещения, храма происходило довольно медленно и было завершено к концу 1890-х гг. Проект (предположительно отнесен к рубежу 1900—1910-х гг.разработчики – гражданский инженер В. Коляновский и техник Б. Вольцевич) предусматривающий увеличение костела путем удлинения примерно на треть первоначального его объема по продольной оси за счет переноса на соответствующее расстояние и воссоздания на новом месте апсиды храма. Проект не только сохранил, но и дополнил рядом новых интересных деталей (боковым порталом, или порталами) прежний, ярко выраженный готический облик постройки.

V

Дальнейшая судьба здания католического храма охватывает несколько значимых исторических этапов.

Первый этап датируется хронологическим отрезком 1920–1930-х гг. и непосредственно связан со все более усиливавшимся в ту пору наступлением советской власти на религиозные институты и убеждения граждан. Иркутский католический храм не стал в этом отношении исключением. Насильственное изъятие здания со всем его имуществом из собственности верующих государству, предъявление к католической общине все более разрастающихся, жестких требований налогового и надзорного коммунально-эксплуатационного характера сделались главными предлогами к постепенной ликвидации костела как католического храма. В конечном счете эта цель оказалась достигнута. 7 апреля 1938 г. костел был официально закрыт местными властями.

Это позволяет составить представление о реальном техническом состоянии сооружения, где, наряду со многими мелкими дефектами, были зафиксированы серьезные конструктивные его повреждения: многочисленные трещины, идущие от цокольной части и по всему периметру здания, возникновение которых, как можно было заметить по источникам, началось, очевидно, уже в первое десятилетие после возведения храма за счет часто происходивших землетрясений. Актом, составлявшимся в разгар зимы, в феврале, отмечено длительное отсутствие печного отопления в костеле.

Второй этап может быть обозначен со 2 июля 1938 г. по конец 1960-х гг. В этот период здание храма находилось в ведении Восточно-Сибирской студии кинохроники, было приспособлено и эксплуатировалось в качестве основного помещения этого учреждения.

Третий этап приходится на 1974—1978 гг., когда по проекту архитектора Г.А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Их задачей было возвращение зданию первоначального облика с устранением позднейших перестроек. В помещении костела намечалось открыть Музей истории поляков в Сибири, и с этой целью осуществлялась большая общественно-организационная и научная подготовка. Однако позднее возобладал замысел властей разместить в этом здании органный зал Иркутской областной филармонии.

Четвертый этап (1978—1990 гг.) полностью связан с открытием в здании католического храма филармонического зала с последующей его интенсивной концертной и гастрольной практикой. В объеме апсиды прежнего костела устанавливается специально спроектированный концертный орган немецкой фирмы (в ту пору ГДР) "Александр Шуке". Так началась новая функция костельного здания, оценивая которую за 20 лет существования здесь органного зала, один из искусствоведов охарактеризовал Иркутск как "последний оплот органного искусства на востоке России".

Пятый этап (с 1991 г. и продолжающийся в настоящее время) связан с возрождением в Иркутске, третьем по счету из российских городов, римско-католического прихода Успения Богородицы. Приход был учрежден в сентябре 1991 г. декретом тогдашнего главы Апостольской администрации для католиков латинского обряда азиатской части России епископа Иосифа Верта. Его возглавил прибывший несколько ранее в Иркутск из Польши ксендз-настоятель отец Игнаций Павлюс. С того времени на основе временного договора между Иркутской областной филармонией и новым католическим приходом осуществляется совместное использование помещения католического храма для религиозных и культурных целей. На первом этаже двухэтажного здания костела размещается постоянно действующая часовня для совершения ежедневной литургии.

(По материалам статьи Б.С. Шостаковича "Начальный период
истории Иркутского римско-католического костела и прихода".)

Библиография:

Галеткина Н. Иркутский костел // Земля Иркутская. – 1995. – №4. – С. 47—52: рис., фото.
Шостакович Б.С. История поляков в Сибири (XVII—XIX вв.). – Иркутск, 1995. – С.18—19, 49, 70—72 и др.
Шостакович Б.С. Памятники и памятные места Иркутска, связанные с политической ссылкой 1830—1880-х гг. // Памятники истории и культуры Иркутска. – Иркутск, 1993. – С.166—170.
Шостакович Б.С. Начальный период истории Иркутского римско-католического костела и прихода. // Земля Иркутская. – 2005. – №2, с. 28—37
Шостакович Б. Польский костел // Вост.-Сиб. правда. – 1988. – 5 нояб.
Dybowski B . Ignacy Eichmiler // Dybowski B ., Dr . O Syberji i Kamczatce . – Lwow, 1899. – S.45.

Рейтинг@Mail.ru    
Дата последнего обновления:
28-01-2016
Поддержка — ОАО "Деловая сеть Иркутск"
e-mail: promyczek@irk.ru
© 2005—2007 ДБ №23