Эмблема детской библиотеки
Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Иркутска
"Централизованная библиотечная система"

Детская библиотека №23

"Московские ворота"

"Иркутску есть что помнить
и достанет что передать потомкам
из истории своей... "   В. Распутин


Край, где мы живем
К 65-летию Великой Победы
К 70-летию А. Вампилова

 

Мой край родной >> Иркутск >> К юбилею Иркутска >>
Новые памятники и скульптуры в Иркутске >> "Московские ворота" >> Иркутск на страницах "Сибирячка" >> конкурс "Мой любимый город"


Из истории Иркутска

...О направлении торгово-экономических связей Иркутска свидетельствовало само расположение городских выездов. Различались Московский, Заморский, Кругоморский и Якутский выезды. Московский выезд на Ланинсокй улице (теперь ул. Декабрьских Событий) доходил до берега Ангары, где приставали карбазы, перевозившие на другой берег. Там начинался Московский тракт.

Прокладка Московской столбовой, или Большой Сибирской, дороги, названной затем Московским трактом закончилась в 60-х годах XVIII в. Московская столбовая дорога шла от Екатеринбурга через Тобольск или Ишим, или степью, лежащей между Тобольском и Ишимом, затем через Каинск, Томск, Красноярск на Нижнеудинск и оттуда на Иркутск. Отсюда товары, поступавшие по Московскому тракту из Европейской России, отправлялись по Ангаре, Лене, Байкалу, Селенге, Амуру, а дальше сухопутным и водным путем достигали отдаленных северо-восточных окраин России, попадали на Камчатку, Чукотский полуостров, Алеутские и Курильские острова и в русские поселения на Аляске. В Иркутск поступали товары местной продукции из разных мест Сибири.

В 1811-1813 гг. у Московского выезда выстроили каменные ворота. Они были построены по проекту губернского архитектора Я.А. Кругликова и находились у Московской заставы, там, где Московский тракт входит в Иркутск, сразу же за взвозом и причалом парома, на высоком берегу Ангары. Закладка триумфальной арки состоялась 9 июля 1811 г., завершилось строительство 15 сентября 1813 г. В этот вечер Московские ворота были ярко иллюминированы, на берегу Ангары состоялось празднество. Закладку освящал епископ Вениамин. Гремели пушки.

В 1928 г. при разработке остатков Московских ворот были обнаружены 2 металлические доски: "Сии городские ворота воздвигнуты в 1811 г. магистратскими членами по случаю всерадостнейшего дня восшествия на престол Государя Императора Александра I, торжественно празднуемого 12 марта в ознаменование всеобщего верноподданнического благоговения и признательности к благополучному царствованию. В управлении Сибирского генерал-губернатора Пестеля и Иркутского губернатора Трескина". Таким образом, Московские ворота поставлены в честь 10-летия царствования Александра I. На другой доске указаны имена тех, кто был причастен к строительству: "Сии городские ворота воздвигнуты иждивением магистратных членов бургомистра Алексея Мясникова и Ивана Баженова, ратманов Гаврилы Белоголового, Александра Сибирякова, Александра Лычагова, Михайлы Мягкостукова и иркутского купца Лаврентия Зубкова. План проектирован губернским архитектором коллежским асессором Кругликовым, под руководством которого производили строение коллежский асессор Канарский, губернский секретарь Третьяков и коллежский регистратор Карпушников".

Московские ворота представляли собою каменное четырёхъярусное здание в стиле ампир высотой 19 метров и шириной почти 16,5 метров. На самом верху была чаепитная комната, в которой в день открытия был устроен приём для тогдашнего гражданского губернатора Трескина и епископа Вениамина I. Высокая арка ворот была довольно красива, сверху ворота заканчивались двумя фронтонами, нагроможденными один на другой. Фронтоны были украшены двумя симметрично расположенными <рогами изобилия> и другими лепными украшениями.

В помещениях ворот находились смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. Позднее нижний этаж триумфальных ворот использовали под помещение для перевозчиков через Ангару, а также караула, где регистрировали всех проезжающих.

После реконструкции арки в 1890 году, в верхнем зале с двумя полукруглыми окнами был помещен городской архив . Но уже через пять лет памятнику вновь была необходима основательная реконструкция, которая требовала значительной суммы.

13 мая 1911 года на заседании Городской думы было решено снести памятник, однако это вызвало череду негодований у общественных деятелей и горожан. На защиту Московских ворот от разрушения встал и инженер путей сообщения Павел Щусев (младший брат Алексея Щусева). Он написал ряд писем в Москву и Санкт-Петербург с просьбой сохранить памятник. Щусева поддержали не только столичные архитекторы, но общественные организации и простые неравнодушные граждане.

Полтора месяца спустя после рокового решения, на новом заседании дума уже голосует за сохранение триумфальной арки и выделение на её реставрацию суммы в 6 000 рублей. Однако свободных средств не было. Сроки о реставрации памятника отодвигались из года в год.

В 1912 году несколько легких подземных толчков поставили под угрозу обветшавшее сооружение. Строение, вес которого достигал 75 тысяч пудов, наклонилось в сторону Ангары и в любой момент могло рухнуть. Городской архитектор Бархин поставил перед городской думой вопрос о реставрации памятника, однако после тщательного анализа комиссией был сделан вывод о невозможности имевшимися тогда способами исправить положение.

К 1928 году Московские ворота вконец обветшали и арку разобрали. Таким образом, памятник простоял 115 лет.

 

В августе 2009 года было решено восстановить Московские ворота к 350-летию Иркутска.

Из книг:
Гаращенко А.Н. Несостоявшийся триумф // Земля Иркутская. - 1999. - №11.
Кудрявцев Ф.А., Вендрих Г.А. Иркутск: очерки по истории города. Иркутск, Восточно-сибирское книжное изд-во, 1971.
Лебединский Б.И. Московские ворота. Иркутск, 1929.

Отрыли ворота

Во время проведения плановых работ на теплотрассе в районе Нижней Набережной при прокладке котлована были обнаружены остатки каменных сооружений. Археологи предполагают, что это - фундамент снесенных в 20-х годах прошлого столетия Московских Триумфальных ворот. Установление точного местонахождения памятника представляет научный интерес: ученые провели обследования и замеры обнаруженного объекта, по фундаменту они смогут сделать выводы о строительных технологиях того времени и изучить их.

Сейчас к 350-летию Иркутска воплощается уникальный проект - в нескольких метрах от ценнейшей исторической находки возводят новые Московские ворота. Строители обещают, что новодел будет максимально похож на старинное сооружение.


Восстановленные "Московские ворота"

(См. Новые памятники Иркутска)

 

Рейтинг@Mail.ru    
Дата последнего обновления:
28-01-2016
Поддержка — ОАО "Деловая сеть Иркутск"
e-mail: promyczek@irk.ru
© 2006—2007 ДБ №23