Эмблема детской библиотеки
Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Иркутска
"Централизованная библиотечная система"

Детская библиотека №23

Сибирь

"Нет ничего в мире, что можно было бы поставить
в один ряд с Сибирью"
В. Распутин


Край, где мы живем
К 65-летию Великой Победы
К 70-летию А. Вампилова

 

Мой край родной >> Сибирь

      Что означает название "Сибирь"? О его происхождении высказывалось множество суждений. В настоящее время наиболее распространены две точки зрения. Одни учёные выводят слово "Сибирь" от монгольского "шевер" ("болота"), другие связывают слово "Сибирь" с именем "сабиров" – народа, населявшего когда-то лесостепную часть Западной Сибири. Распространение названия "Сибирь" на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением за Урал с конца XVI века. На востоке русских ждала дикая и суровая природа, встречи с редким, но воинственным населением. За одно столетие русские в три раза увеличили территорию России и заложили основу всему, что дает нам Сибирь.

      Сибирью называют часть Азии площадью примерно в 10 миллионов квадратных километров. Она простирается от Урала (на западе) до горных хребтов Тихого океана (на востоке), от Северного Ледовитого океана до казахстанских и монгольских степей (на юге). Вся эта гигантская страна в полтора раза превышает по размерам Европу и отличается удивительным разнообразием природных условий. Её северную часть занимает пустынная тундра, а южнее протянулись на тысячи километров бескрайние непроходимые леса, составляющие знаменитую "тайгу". Тайга богата пушными зверями, её реки богаты рыбой, на лугах растут разнообразные травы, которые могут прокормить много скота.

      В прошлые века Сибирь пугала русского человека своей дикой красотой, подавляла величием и ... манила богатством. Сибирь поражает большими запасами угля, нефти, газа, золота, алмазов, реки обладают большими запасами гидроэнергии, благодаря чему на самых больших реках Сибири – Ангаре, Енисее, Лене и Оби создан каскад гидроэлектростанций.

      Заселялась Сибирь в каменном веке. Продвигаясь вдоль Тихоокеанского побережья, люди проникли из Сибири в Америку, вышли к Северному Ледовитому океану. В 1-м тыс. н.э. южные районы входили в Тюркский каганат, Бохай и др. государства. В XIII в. Южная Сибирь подверглась монгольским завоеваниям. Часть территории Сибири входила в Золотую Орду, затем в Тюменское и Сибирское ханства. Походы русских воевод (кон. XV в.) и Ермака (кон. XVI в.) положили начало присоединению Сибири к Российскому государству. Освоение Сибири начали землепроходцы, им принадлежат многие географические открытия, важнейшими из которых в XVII в. были выход к Охотскому морю (1639—41) и прохождение Берингова пролива (1648, С.И. Дежнев, Ф.А. Попов). Включение в 50-х гг. XIX в. в состав Российской империи Нижнего Приамурья, Уссурийского края и острова Сахалин создало условия для освоения Дальнего Востока. В 1891—1916 гг. сооружена Транссибирская магистраль, связавшая Дальний Восток и Сибирь с Европейской Россией. Во время Гражданской войны и интервенции 1918—22 в Сибири была образована Дальневосточная республика (1920—22), вошедшая затем в Российскую Федерацию.

      Сибирь имеет сложную историю. Она была местом каторги и ссылок. Сюда в начале XIX века царь сослал декабристов, затем польских повстанцев, потомки которых до сих пор живут в Сибири.
      После присоединения Сибири к России началось накопление научных знаний о новых территориях. В первую очередь государство Российское интересовала география Сибири, чтобы иметь точное представление о путях в новые земли. Интенсивное изучение географии Сибири началось с XVII века.
      Апогеем того века в этой сфере стали работы тобольского "чертежника" Семена Ульяновича Ремезова. Он для составления карт объездил многие районы Западной Сибири в 1696—1697 годах.
      По распоряжению царя Ремезов к 1701 году изготовил "Чертежную книгу Сибири" на 24 листах. Это был наиболее полный свод географических данных о Сибири того периода. С. Ремезову и его сыновьям Семену, Леонтию и Ивану принадлежит несколько десятков карт, атласов и чертежей. На многих картах Ремезова указываются самоеды, народ, разводящий оленей на самом севере края. Очень важно и то, что, помимо карт, в работах Ремезовых всегда содержались и дополнительные сведения о народах, природе Сибири.

      Теперь Сибирь – цивилизованный край со своей промышленностью, сельским хозяйством, дешевой электроэнергией, развитой сетью научных центров и учебных заведений.

      В природном отношении выделяются Западная Сибирь и Восточная Сибирь (столица – г. Иркутск), в пределах которых расположена Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Южной Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Тувы, Прибайкалье, Забайкалье) и система горных хребтов на северо-востоке Сибири, которые обрамляются Верхоянским хребтом и Колымским нагорьем.
      Климат большей частью суровый, резко континентальный. Средние температуры января от –16С на юге Западно-Сибирской равнины до –48С на востоке Якутии, где расположен один из полюсов холода Северного полушария.
      Большинство рек Сибири, в т.ч. крупных (Обь с Иртышом, Енисей и Лена), принадлежат бассейнам морей Северного Ледовитого океана Крупные озера: Байкал, Таймыр. Большая часть Сибири занята тундрой и тайгой; на юге – лесостепь и степь.

Дорога у славного моря

      Чуть больше века тому назад, в октябре 1905 г., вступила в строй Кругобайкальская железная дорога. Эта часть великой Транссибирской магистрали называли "Золотой пряжкой на стольном поясе России".
      Уже к 1898 г. рельсы грандиозной Транссибирской магистрали, которую прокладывали с 1891 г., вышла к западному и восточному байкальским берегам. Однако дальнейшее встречное движение строителей было заметно приостановлено крутыми скалистыми байкальскими откосами. Окружавшая местность представляла собой, по воспоминаниям современников, "дикую пустыню, лишенную населения и какой либо бы то ни было культуры, всякого сообщения". Составы через озеро пришлось перевозить специально заказанными за границей новейшими для своего времени паромами – ледоколами "Байкал" и "Ангара", и на 84-километровой береговой полосе развернулось возведение множества больших и малых тоннелей, противообвальных галерей, подпорных стенок и иных, ничуть не менее уникальных искусственных сооружений.

СУДЬБА КРУГОБАЙКАЛКИ
      Если Транссиб в целом строился "казной", т.е. силами и средствами российского правительства, то рельсовой обход Байкала не обошелся без инициативы и энергий частных предпринимателей. Именно они выполнили работу на 52 млн. тогдашних полновесных российских рублей из общего для данного участка объема в 58 млн. рублей. Столь масштабные задачи, разумеется, привлекли внимание как ведущих компаний США, Италии, Пруссии, так и очевидных аферистов всех мастей.
      Предпринимателей заботило, главным образом, собственная прибыль, во имя которой они частенько грешили "удешевлениями" за счет качества, соблюдения норм закона да и просто человеческие морали, особенно – в условиях начавшейся с 1904 г. и потребовавшие скорейшего завершения всех работ русско-японской войны. В Колокольной Пади была сооружена одна из первых на всю Сибирь электростанция, энергия которой помогла бурить скважины, освещать и снабжать водой временный рабочий поселок.
      В октябре 1905 г. по всей трассе уже открылось движение. И это вопреки поразившему в тот момент Россию глубокому экономическому кризису в связи с неудачной войной с Японией и разгоравшимся революционным пожаром. С тех пор Кругобайкалка, войдя в состав Восточно-Сибирской железной дороги и постепенно модернизируясь, что называется, верой и правдой служила Отечеству, пропускала все более тяжеловесные и многочисленные поезда.
      Полвека назад, весь Транссиб решили электрифицировать и возвести на "убегавшей от Байкала" Ангаре мощную Иркутскую ГЭС. В 1956 г. созданное новой плотиной водохранилище затопило прежний двухпутный перегон Иркутск – Байкал, взамен которого через горы буквально "прорубили" 134-километровую электрифицированную трассу Иркутск – Слюдянка.

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ
      Как раз тогда, к концу 1950-х гг., в нашей стране наступила "оттепель", а весь мир начал интенсивно развивать трансконтинентальные авиалинии. Иркутск оказался удобным пунктом дозаправки воздушных лайнеров, Связавших прямыми рейсами Европу с Японией.

Нет, нет, Сибирь – не просто слово,
Не смена верст. Не их повтор.
Нет, тут всему первооснова –
Душа! А уж потом – простор.

А уж потом – земли светанье,
Снежинь. И кеды-крепыши.
Сибирь – не просто расстоянье,
А состояние души!
      (С .Островой. Моя Сибирь)

АЗИАТСКИЙ АНТИЦИКЛОН (Сибирский антициклон) – область высокого атмосферного давления с центром над Юж. Сибирью и Монголией; проявляется главным образом зимой. С азиатским антициклоном связано преобладание ясной холодной малоснежной зимы.
 
СИБИРСКАЯ РАСА – входит в большую монголоидную расу. Отличается от других монголоидов более светлыми и менее жесткими волосами. Распространена в Сибири к востоку от Енисея (северные эвенки, ламуты, некоторые группы якутов и бурят).
 
СРЕДНЕСИБИРСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ – в Вост. Сибири. Ок. 3,5 млн. км2. Плоские широкие междуречья со средней высотой 500—700 м. Наиболее приподнятые участки – плато Путорана (до 1701 м), Енисейский кряж и др. Многолетняя мерзлота. Большая часть территории покрыта тайгой. Месторождения каменного угля (Тунгусский, Иркутский бассейны), железных руд, золота, алмазов, природного газа и др. Хвойные леса. Заповедники.
 
ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (Великая Сибирская магистраль) – железнодорожная линия Челябинск – Омск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток (ок. 7 тыс. км), связывает Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Построена в 1891—1916.
ПРИБАЙКАЛЬЕ – территория, прилегающая к оз. Байкал с запада и востока. Включает хребты: Приморский, Байкальский, Хамар-Дабан, Улан-Бургасы, Баргузинский и др. На склонах тайга, в межгорных котловинах степная растительность.

 

 

 

Эта "пряжка" соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль. А "золотой" ее назвали потому, что по количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по трудности их выполнения Кругобайкальская железная дорога превзошла все выстроенные железнодорожные пути в мире. Всего здесь было построено 40 больших и малых тоннелей, 57 различных галерей, 29 средних металлических и 411 малых мостов и водопропускных труб, около 280 подводных стенок. Самый длинный тоннель №12 "Половинный" у станции Половинная – протяженностью 778,4 м, самый маленький тоннель – №13 "Чайкин Утес" – всего 31,6 м. Самый крупный однопролетный мост длиной 123 м пересекает бухту Березовую.

 

   
Рейтинг@Mail.ru    
Дата последнего обновления:
28-01-2016
Поддержка — ОАО "Деловая сеть Иркутск"
e-mail: promyczek@irk.ru
© 2006—2007 ДБ №23