Эмблема детской библиотеки
Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Иркутска
"Централизованная библиотечная система"

Детская библиотека №23

Памяти Александра Вампилова

"Я смеюсь над старостью, потому что старым я не буду"
А. Вампилов


 

СЛОВО О ВАМПИЛОВЕ ВОСПОМИНАНИЯ ВАЛЕРИЯ СТУКОВА МОНОЛОГИ
"ВЕНОК ВАМПИЛОВУ" ИРКУТСК В ТВОРЧЕСТВЕ ВАМПИЛОВА ЛЕТОПИСЬ
РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ ГОРОД ВАМПИЛОВА, ПАМЯТНЫЕ МЕСТА В ИНТЕРНЕТЕ

Валентин Курбатов

СЛОВО О ВАМПИЛОВАЕ

Александр Вампилов стал Александром, потому что в год его рождения (1937-й) исполнилось сто лет с той поры, как Россия потеряла Пушкина, — отец мальчика был учителем литературы, и разве мог он назвать сына иначе?..

Цыганка (как Пушкину немка) нагадала ему короткую жизнь. Он и ушел, немного не дотянув до пушкинских лет. Друзья с печалью и любовью оглянулись в воспоминания и написали совершенно обыкновенную жизнь. Кажется, это их смущало, и они все время должны были чуть "подогревать" слишком простые события, чтобы сделать их соразмерными будущей славе своего вчерашнего товарища.

А между тем самое дорогое как раз и было в этой живой обыкновенности жизни, в полной растворенности Александра в будничном движении времени и поколения. Сам он во всяком случае цену этой простоте знал и тайну ее глубины остро и повседневно чувствовал, что и сделало его творчество таким узнаваемо полным и сразу значительным от первых (и сейчас каждым словом живых) газетных заметок до последней неоконченной пьесы "Несравненный Наконечников".

Он был подлинно как все. Но поднялся над временем, ни на минуту не порывая с ним, так что его пьесы играются не только в совершенно других по качеству и направлению днях, но и в иных по языку и истории обществах. И все это без всякого напряжения, все как будто играя в счастливой общительности студенческих, потом газетных, а там и театральных розыгрышей. Опыт и знание жизни сбегались к нему так естественно, потому что ему ничего не надо было "изучать", а только со всею любовью и открытостью жить. И горькая тяжесть жизни словно сама собой преображалась в свет движущейся мысли.

Мир куда-то отчетливо выходил, сдвигался с мрачных оснований, радостно возбуждал и сулил очищение. Но как же это было ненадолго! Перечитываю "Прощание в июне" и с горечью думаю, что так, как она написана, ее уже не сыграет никто. Это горячее молодое чувство чести на сегодняшний расчетливый взгляд стало детски наивно, — первыми сами нынешние юноши усмехнутся.

Вообще мне теперь из усталости долгого опыта мерещится, что Вампилов стремительнее и ярче остальных пережил последующий отрезвляющий слом времени и вернее всего написал его. Именно не отразил, не высмотрел сторонним умом художественного диагноста, а подлинно пережил, перестрадал и оплатил сам. И уже четыре варианта "Прощания в июне" были результатом всматривания его в мир и понимания вовсе не ободряющих векторов устремления этого времени.

"Утиной охотой" подлинно было сказано все, отчего судьба пьесы неизбежно должна была стать мучительной, — такие грозные зеркала общество старается спрятать ненадежнее.

Теперь, когда все написанное Вампиловым собрано до слова и открыто во всех связях, уже не надо большого ума, что бы увидеть, что он и до "Охоты" не потакал ни улице, ни человеку. Может быть, нас вначале обманывала только эта светозарная ирония, эта шутливая простота, эта любящая улыбка, но в середине всего всегда было крепкое зерно, косточка горькой правды.

И разве только смешны "Провинциальные анекдоты", особенно "Двадцать минут с ангелом"? И не несчастный ли это знак, что драматургу почти навязывают объяснение доброго поступка героя смертью матери, потому что иначе слишком станет видно, как далеко ушел человек от человека. А все хочется обмануть себя, спрятаться от правды, продлить самообман. Он уступить-то уступил, но рана никуда не делась. И в "Старшем сыне" боль уже кричала, не прячась.

Как повернулось в Зилове чеховское "В Москву! В Москву!" — "На охоту! На охоту!" — в азарт мгновенной, возбужденно полной жизни, где не успеешь соскучиться, — единственное место, где он был на краткое время жив, но к концу пьесы, кажется, и туда поедет трупом — спокойным убийцей вроде дружка Димы.

Мы потому и спорим о нем уже тридцать лет, что сами тоже истончили границу между добром и злом и сами с совестью боимся наедине остаться, предпочитая укрыться за лестной маской страдания.

А чистая-то, святая, удерживающая нас жизнь все чинит и чинит калитку, как светлая Валентина из последней завершенной Вампиловым горестной драмы "Прошлым летом в Чулимске", несмотря на то, что жизнь прет палисадником напрямик.

Это, может быть, лучший из финалов Вампилова, акт его сопротивления победительным Зиловым и усталым Шамановым. Он отлично видел, куда устремляется мир ("лучшие слова изношены", "ложь стала естественной, как воздух" — он твердил об этом в "Записных книжках" неотступно), но оставался с жизнью и сам каждым словом своим и всей чудно последовательной, почти незаметной в обыкновенности своей, чистой, бережной к человеку и миру жизнью "чинил калитку".

Что же за опыт нажили мы с той эпически давней поры при нынешних темпах всеобщего бегства из дому, когда мир давно валит прямиком и от "калитки" не осталось и следа? В какую сторону спешит торопящееся общество и что видит в светлом как сама его душа творчестве Вампилова? Как читает его? Что за традиция настаивается в русском и мировом театре в понимании Вампилова?

Из книги Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю. -
Иркутск: Издание ГП "Иркутская областная типография №1", 2000.

 

СЛОВО О ВАМПИЛОВЕ
ВОСПОМИНАНИЯ В. СТУКОВА
МОНОЛОГИ
"ВЕНОК ВАМПИЛОВУ"
ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ
ИРКУТСК В ТВОРЧЕСТВЕ ВАМПИЛОВА
ГОРОД ВАМПИЛОВА, ПАМЯТНЫЕ МЕСТА

О Вампилове в интернете:

Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества
Надежда Тендитник. Неразгаданный Вампилов
Загадки первой любви Александра Вампилова – газета "Окружная правда"
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова

Рейтинг@Mail.ru    
Дата последнего обновления:
28-01-2016
Поддержка — ОАО "Деловая сеть Иркутск"
e-mail: promyczek@irk.ru
© 2005—2007 ДБ №23