Эмблема детской библиотеки
Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Иркутска
"Централизованная библиотечная система"

Детская библиотека №23

Памяти Александра Вампилова

"Молодость дается нам для эксперимента, а не для прозябания"
А. Вампилов


Край, где мы живем
К 65-летию Великой Победы
К 70-летию А. Вампилова

 

СЛОВО О ВАМПИЛОВЕ ВОСПОМИНАНИЯ ВАЛЕРИЯ СТУКОВА МОНОЛОГИ
"ВЕНОК ВАМПИЛОВУ" ИРКУТСК В ТВОРЧЕСТВЕ ВАМПИЛОВА ЛЕТОПИСЬ
РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ ГОРОД ВАМПИЛОВА, ПАМЯТНЫЕ МЕСТА В ИНТЕРНЕТЕ

ИРКУТСК В ТВОРЧЕСТВЕ ВАМПИЛОВА

В Иркутской области — в Кутулике и Иркутске прошла практически вся жизнь Вампилова, постоянным жителем Иркутска он стал с момента поступления в 1955 г. в университет и оставался до кончины.

Иркутск — город с богатой историей, неповторимым обликом, уникальными культурными и бытовыми традициями — в значительной мере сформировал индивидуальность писателя, дал ему основные жизненные впечатления и не мог не отразиться в творчестве. В текстах каждой из трех вампиловских пьес, действие которых происходит в областном центре (по имени он ни разу не назван), есть приметы Иркутска, упоминаются его топографические и бытовые реалии. В одних случаях они даны прямым текстом, в других несколько "запутаны", зашифрованы автором, но поддаются в той или иной мере расшифровке. При этом черты Иркутска проступают четче и явственнее в ранних редакциях пьес, по сравнению с окончательными. В процессе работы драматург убирал чересчур легко узнаваемые реалии, подчеркивая тем самым всеобщность смысла произведений — хотя очевидно, что его представление о местах, где происходило действие, при правках текста не менялось.

Пьеса "Прощание в июне" в первой публикации (альманах "Ангара". 1966. №1) заканчивалась сценой прощания уезжающих выпускников университета с остающимися на перроне вокзала. При этом в объявлениях вокзального диктора о движении электричек звучали чуть измененные названия прииркутских станций, а вид с перрона на центр города через Ангару — своего рода визитная карточка Иркутска — описывался в монологе Колесова и служил отправной точкой для серьезных, как бы подводящих итог пьесе, размышлений героя.

Завязка "Прощания в июне" (знакомство Колесова с Таней), а в большинстве вариантов и финальная сцена (последняя их встреча) происходят на автобусной остановке. В одной из публикаций (книжка, изданная в Иркутске в 1972 г.) название этой остановки указано определенно: Бытовая, знакомое каждому иркутянину место въезда с моста в центр города. В других вариантах текста название остановки не приводится, но описание ее в ремарке остается тем же.

Можно предполагать, что место действия сцены выпускного вечера в пьесе — университетский корпус на ул. Ленина, 3, где учились в те годы биологи и геологи. А сцена, где осужденные за мелкое хулиганство Колесов и Золотуев работают под надзором милиционера на кладбище, подлежащем закрытию ("Этот свет расширяется, тот сокращается"), живо напоминает о судьбе старинного иркутского Иерусалимского кладбища, разоренного и превращенного в ЦПКиО как раз в первые годы жизни Вампилова в Иркутске.

Название пьесы "Старший сын" родилось, как известно, только на последнем этапе работы над ней. Дважды при жизни автора произведение на этот сюжет публиковалось под названием "Предместье", один из спектаклей по пьесе был с разрешения писателя назван "Свидание в предместье". Само слово "предместье", употребленное также и в "Утиной охоте" — несомненная примета местного колорита: оно и доныне присутствует в официальных названиях нескольких районов Иркутска. Под пером драматурга оно превратилось в емкий словесный образ — критик М. Туровская, например, в статье о Вампилове уместно ввела понятие "душевного предместья" героя — Предместье, в котором происходит действие пьесы, именуется в тексте Ново-Мыльниково. Название перекликается с реальным иркутским микрорайоном Ново-Мельниково; на этом основании в 1987 г. к 50-летию Вампилова именно в Ново-Мельниково (ныне микрорайон называется Первомайским) именем Вампилова названа улица, на торце одного из домов помещен его портрет. Но анализ текста и свидетельства знавших Вампилова позволяют предположить, что это недоразумение: прототипом вымышленного Ново-Мыльниково является, скорее, не Ново-Мельниково, а Ново-Ленино. Впрочем, описанные в ремарках пьесы облик и атмосфера предместья — соседство блочной пятиэтажки с деревянным домиком частного сектора — характерно для Иркутска вообще, для любого из его районов. Это обстоятельство не раз использовали художники при оформлении книг Вампилова и спектаклей по его пьесам. Кроме того, текст "Старшего сына" во всех вариантах содержит еще одну подробность, накрепко привязывающую место действия пьесы к Иркутску: герой Бусыгин, студент-медик, проживает "в общаге на Красного Восстания".

Город "Утиной охоты" в единственном известном варианте ее текста похож и не похож на Иркутск: автор явно уходил от однозначных соответствий с реальностью, оставляя только намеки.

Так, адрес квартиры Зилова, в которой происходит большая часть эпизодов пьесы, дан совершенно точно: "Маяковского, 37, квартира 20" с пояснением "у моста". Этот адрес, однако, вымышлен — на улице Маяковского, действительно начинающейся от моста, нет дома с таким номером, у моста жилых домов нет вовсе. Но с большой долей вероятности можно предположить, что та пятиэтажная коробка у автобусной остановки, в которой жил Зилов, виделась автору именно в этом районе — в Глазково, близ улицы Маяковского.

(Уточнение. Наш читатель Курец Р.О. заметил, что "дом с таким номером по ул. Маяковского как раз ЕСТЬ, хоть и далекова-то от моста, вот только там всего 4 квартиры!")

Есть основания считать, что адрес ЦБТИ, "конторы" Кушака, Зилова и Саяпина — так называемый Второй дом Советов, здание на площади Труда, выходящее тремя сторонами на улицы Свердлова, Пролетарскую и Горького. В нем в те годы помещалось учреждение, схожее с вампиловским ЦБТИ по названию и функциям; руководство этого учреждения после публикации пьесы обращалось в инстанции с протестами и обвинениями драматурга в клевете. В том же здании в числе прочих организаций находились редакции мелких ведомственных газет — и не случайно в пьесе журналист Кузаков запросто заходит в рабочее время к Зилову и Саяпину поболтать и сгонять в шахматы.

От людей, знавших Вампилова, доводилось слышать и о реальном прототипе кафе "Незабудка" в Иркутске. Но это заведение и здание, в котором оно было, не сохранилось.

Наконец, очень важным смыслово и несомненно иркутским по происхождению является в "Утиной охоте" мотив церкви-планетария. Как известно, иркутский планетарий (ныне не существующий) в течение нескольких десятилетий, включая годы жизни Вампилова в городе, помещался в бывшей Троицкой церкви по ул. 5-й Армии — разоренном, но сохранявшем следы былого величия памятнике русского зодчества середины XVIII в. И само это сооружение, и находящийся рядом с ним (ул. Чкалова, 4) одноэтажный деревянный дом окнами на церковь-планетарий (он связан с фактами биографии Вампилова), не только многократно упоминаются в пьесе, но как бы зримо воплощают главную ее тему. Тема эта — отлучение целого поколения от веры (не только религиозной), от святынь и идеалов, от духовных ценностей; острая потребность в идеалах и вере, поиск их, судорожный, неумелый и, увы, безуспешный...

Точность, конкретность изображаемых мест и реалий действия представляется важной особенностью творческого почерка Вампилова. Но здания и улицы, кварталы и предместья родного города он видел особым зрением, переплавляя общеизвестные и, на первый взгляд, малозначащие детали и подробности в факты искусства. Драматург не только остался в Иркутске навечно (прах его покоится на Маратовском кладбище), но и прославил его навсегда.

В. С. Нарожный

Из книги Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю. -
Иркутск: Издание ГП "Иркутская областная типография №1", 2000.

СЛОВО О ВАМПИЛОВЕ
ВОСПОМИНАНИЯ В. СТУКОВА
МОНОЛОГИ
"ВЕНОК ВАМПИЛОВУ"
ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ
ИРКУТСК В ТВОРЧЕСТВЕ ВАМПИЛОВА
ГОРОД ВАМПИЛОВА, ПАМЯТНЫЕ МЕСТА

О Вампилове в интернете:

Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества
Надежда Тендитник. Неразгаданный Вампилов
Загадки первой любви Александра Вампилова – газета "Окружная правда"
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова

Рейтинг@Mail.ru    
Дата последнего обновления:
28-01-2016
Поддержка — ОАО "Деловая сеть Иркутск"
e-mail: promyczek@irk.ru
© 2006—2007 ДБ №23